E-mail: info@guildenergo.ru 

Тел.+7-916-341-16-17  (по общим вопросам - Пуртов Рустам);

+7-996-443-22-46(по вопросам текущей работы и работы с паспортами - Волкова Евгения)

Парламентские слушания, прошедшие на прошлой неделе, по инициативе Комитета Госдумы по энергетике посвященные проблематике энергосбережения, оказались на редкость не спокойными.

Глава профильного Комитета Павел Завальный отметил, что очень часто с разных трибун звучит упоминание о том, что к 2020 году Россия должна снизить энергоемкость ВВП на 40%. Этот же показатель заложен в Энергостратегии России на период до 2030 года. Однако обозначенная цель вряд ли будет достигнута — по оценкам аналитиков, в лучшем случае энергоемкость ВВП удастся снизить на 17-18%. При этом для поддержания глобальной конкурентоспособности отечественной экономики необходимо его двукратное снижение. «Сложившаяся ситуация говорит о том, что мы стали ставить недостаточно амбициозные цели, и даже по их достижению существенно недорабатываем. Причем наиболее эффективно идет работа как раз по нормативному обеспечению энергосбережения – необходимые документы, программы и прочие нормативно-правовые акты разрабатываются и принимаются, а вот в части реализации заложенных в них задач и работы конкретных механизмов, в том числе, технического регулирования есть пробелы», — заявил парламентарий.

В то же время господин Завальный убежден, что Россия обладает огромным потенциалом для внедрения решений в области энергоэффективности: сегодня энергоемкость российской экономики в 1,5 раза выше американской, вдвое выше, чем у ведущих стран Европы и Китая, обладающего схожей структурой экономики и энергетики на основе угольной генерации. Самой энергоемкой отраслью экономики России является ТЭК. Между тем, имеющаяся нормативная база, направленная на обеспечение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, нуждается в совершенствовании. Работа в этой области ведется, на рассмотрении в Комитете несколько законопроектов по данной тематике.

Статс-секретарь - заместитель Министра энергетики России Юрий Сентюрин согласился, что энергоэффективность и энергосбережение — несомненно, важные условия развития российской экономики, а цель снижения энергоемкости ВВП на 40% от уровня 2007 года вполне соответствует мировым трендам. Причем 26,5% предполагалось снизить за счет мер структурного характера в экономике, это зона ответственности Минэкономразвития РФ; 13,5% — за счёт технологической модернизации по мероприятиям госпрограмм, это непосредственно зона ответственности Минэнерго. Однако в связи с изменением макроэкономических условий, упомянутый показатель (13,5%) был скорректирован Правительством РФ до 9,54%. По мнению Сентюрина, необходимая нормативно-правовая база в области энергоэффективности в основном создана, она соответствует мировой практике.

Однако заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) Александр Рыбас, заявил: «Один из видов надзора, отнесенный к нашей компетенции – это государственный контроль и надзор за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и повышении энергоэффективности. Эту функцию мы осуществляем совместно с ФАС и Роспотребнадзором. Хотя выработка государственной политики в этой сфере к нашим полномочиям не относится, в результате правоприменительной практики мы видим необходимость концептуального пересмотра подходов к методам государственного регулирования в сфере энергоснабжения. Дело в том, что при осуществлении мероприятий по контролю и надзору, Ростехнадзор фактически осуществляет проверку трех формальных требований: принятие программ энергосбережения – проверяется просто факт наличия такой программы; проведение энергообследования – проверяется факт наличия энергетического паспорта; и наличие приборов учета. К нашим полномочиям также отнесен контроль соблюдения требований энергоэффективности зданий, строений и сооружений. Однако с момента наделения Ростехнадзора полномочиями по контролю и надзору в сфере энергосбережения, а это произошло еще в 2010 году, до настоящего времени такие требования Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, а до этого Министерством регионального развития РФ так и не установлены».

Юрий Сентюрин добавил, что в соответствии с Национальной климатической доктриной и федеральным законом об энергосбережении и энергоэффективности от 2009 года Минэнерго разработало государственную программу РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики», которая вступила в действие с 2013 года. Он подчеркнул: координация работы органов государственной власти по реализации госполитики в области энергоэффективности, в том числе по этой программе, строится в соответствии с поручением Правительства через Межведомственный координационный совет по реализации подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности». С участием региональных собраний на сегодняшний день организован мониторинг реализации госполитики в субъектах.

По его словам, одним из ключевых направлений реализации политики в сфере энергосбережения является формирование многоуровневой структуры государственного управления энергосбережением с отраслевой зоной ответственности и внедрение системы объективных ключевых показателей энергоэффективности в план развития во всех отраслях экономики. Соответствующее решение было принято на заседании президиума Совета при Президенте по модернизации экономики и инновационному развитию, которое состоялось 22 ноября 2013 года.

— Минэнерго совместно с Росстатом разработало систему объективных ключевых показателей энергоэффективности, всего 24 позиции, которые, по нашему мнению, позволяют формировать планы развития отраслей с учетом требования снижения энергоемкости. В госпрограмму «Энергоэффективность и развитие энергетики» включено семь таких отраслевых показателей энергоэффективности. В настоящее время в 5 из 13 отраслевых государственных программ такие показатели также включены. 63% государственных программ субъектов РФ включают в себя показатели энергоэффективности. Кроме того, 23 региона утвердили планы-графики повышения энергоэффективности на период до 2025 года. Отмечу, что буквально в эти дни Правительство вносит в Госдуму проект федерального закона, предусматривающий переход на отраслевой принцип формирования требований к программам энергоэффктивности компаний, — сообщил представитель Минэнерго.

На парламентский слушаниях прозвучали разные точки зрения: некоторые говорили, что органы власти уделяют недостаточно внимания вопросу энергосбережения, и больше делается на словах, нежели в реальности; другие замечали, что пропаганда энергосберегающего образа жизни привела к тому, что самого простого потребителя перегрузили излишней ответственностью, вследствие чего у людей снижается мотивация к экономии энергоресурсов.